Как происходит формирование характера

Чужая душа – потемки. Это изречение известно всем нам. Каждый человек имеет свой неповторимый внутренний мир. Любое, даже незначительно событие приносит изменения в то, что происходит у нас в мыслях, а значит и в характер. Поведение человека, его реакция на то или иное событие полностью зависит от характера. Чтобы выяснить, откуда у нас появляются различные черты личности нужно понять, как формируется характер.

Характер это основа нашего поведения, на которую мы опираемся, чтобы среагировать на какое-то событие. Юлиус Банзен первым написал учение об основах формирования характера. Набор определенных черт личности – так он объяснял сущность характера. Зигмунд Фрейд и Карл Юнг – ученые и психологи, имеющие мировое значение. Они считали, что формирование характера происходит вне нашего сознания и формируется различного рода потребностями, в том числе и половой.

Как формируются черты характера

Процесс формирования нашего характера непрерывен. То есть формируется характер на протяжении всей жизни. Вначале у человека имеется определенный набор черт и особенностей, которые обусловлены его генетическими особенностями. Далее в процессе жизни человек получает новые качества личности в результате взаимодействия внутри социальных групп.

Возраст, с которого начинается формирование характера, определить невозможно, это строго индивидуальная особенность. Часть психологов считает, что это процесс начинается с рождения, а часть что примерно с возраста двух лет. Примерно с года до десяти лет жизни ребенка происходит заложение фундамента характера. В эти годы ребенок особенно остро воспринимает то, что происходит вокруг него, в какой среде он растет. Кроме того, на формирование характера влияют физиологические механизмы, которые также индивидуальны.

Еще один фактор, имеющий влияние на формирование характера это взаимодействие ребенка со сверстниками. Ребенок, активно общающийся с другими детьми, в дальнейшем вырастет в человека, который умеет общаться с людьми и уверен в себе.

Особенности формирование характера в разных возрастных группах

Школьный возраст так же имеет свои особенности. В этот период закладывается эмоциональный фундамент личности. Огромное влияние имеют сверстники и родители. Также важно влияние СМИ, какую именно информацию получает ребенок. К 15 годам человек имеет набор качеств и черт, которые останутся неизменными на всю оставшуюся жизнь. Далее многие черты будут зависеть от самого человека, от его решений, которые он будет принимать в течение жизни. Это касается и положительной и отрицательной стороны. Человек может получить образование и сделать карьеру, а может употреблять алкоголь, курить и быть бездельником. Какую дорогу он выберет – будет зависеть от самого человека.

В 25 лет человек имеет более или менее сформированный набор черт личности. У человека появляется самостоятельность и ответственность за свои поступки.

После 30 лет кардинальных изменений в характере человека не происходит. Все что происходило с личностью, уже не изменить. Исключение бывают в случае перенесенного сильного стресса или серьезных болезней. Около 50 лет настает период в жизни, когда человек живет только настоящим и уже не мечтает так, как в 20 лет. С течением жизни все больше места занимают различные воспоминания прошлых лет. Грустные и веселые, значительные и мелочи, многое остается в прошлом.

На формирование характера в детском возрасте влияют в основном социальная среда и родители. Но со временем все большее влияние на свой характер производит сам человек, принимая те или иные решения. Только работа над собой изменяет характер к лучшему.

Источник:
http://mirrosta.ru/psichologiya-lichnosti/kakie-faktori-okazivaiut-vliyanie-na-formirovanie-charaktera-u-cheloveka.html

Формирование характера: что влияет на этот процесс?

Характер человека наиболее полно отображает его личностные качества. Он начинает формироваться еще в раннем детском возрасте, и со временем появляются доминантные черты, которые могут замещаться или корректироваться под влиянием различных факторов на протяжении всей жизни. В отличие от врожденных особенностей психики, на характер можно повлиять и изменить его в любую сторону. За то, каким он является, отвечает сам человек.

  • 1 Что такое характер?
  • 2 Что влияет на формирование характера, кроме физиологии?
  • 3 Можно ли изменить характер?

Характером называют совокупность индивидуальных наиболее заметных черт психики личности. Проявляются они в ежедневном поведении, реакциях на вешние и внутренние раздражители. Формируется он в раннем детском возрасте на основании врожденных, генетически передаваемых от родителей психических особенностей, называемых темпераментом.

В психологии выделяют 4 типа темперамента:

Тип темперамента Основные проявления
Сангвинический
  • скорость мышления и действий;
  • общительность и открытость;
  • эмоциональность (но возникающие эмоции неглубоки);
  • жизнерадостность и оптимизм
  • Холерический
    • возбудимость;
    • очень быстрые движения и действия;
    • неуравновешенность;
    • быстрый интерес к чему-то, который так же быстро угасает;
    • резкие перепады настроения
    Флегматический
    • медлительность;
    • способность концентрироваться;
    • терпеливость, усидчвость;
    • стремление всегда все доводить до конца;
    • медленное, но продолжительное запоминание
    Меланхолический
    • медлительность;
    • быстрая утомляемость;
    • эмоции, которые возникают медленно, но отличаются глубиной;
    • низкая способность адаптироваться к новой обстановке

    Специалисты утверждают, что “чистых” типов темперамента не существует и каждая личность имеет черты нескольких с одним доминантным. В процессе формирования характера наиболее проявляемый тип темперамента способен сменяться другим, менее выраженным ранее.

    Существует много теорий касательно этапов становления характера, но все психологи сходятся во мнении, что он начинает формироваться с рождения – ребенок наблюдает за поступками окружающих его взрослых и перенимает эти манеры поведения.

    Черты характера, которые формируются первыми:

    • доброта и способность к сочувствию или эгоизм;
    • интерес к окружающим или безразличие;
    • открытость и желание общаться или замкнутость в себе;
    • аккуратность или неряшливость;
    • трудолюбие или лень.

    Пик становления выпадает на возрастной период от 2 до 9 лет – тогда человек, помимо подражания взрослым, начинает проявлять свою индивидуальность. Черты, которые появляются в этом возрасте:

    • ответственность или безответственность;
    • настойчивость или склонность бросать незаконченные дела;
    • трудолюбие или лень.

    Дополняются и корректируются они на протяжении всей жизни, особенно в такой важный этап психологического развития, как переходной возраст.

    Факторы, способствующие формированию характера, тесно связаны с влиянием на человека окружающих:

    Возрастной период Факторы и условия формирования Особенностивозрастной психологии
    0-3 года
    • любовь и внимание родителей;
    • отношение взрослых к ребенку;
    • отношение взрослых друг к другу;
    • оценка действий ребенка
    Все дети испытывают жизненно важную потребность в защите и любви своего взрослого – как правило, мамы. Если они получают достаточно ее внимания и любви, к шести месяцам формируется очень важная категория – доверие к окружающему миру. Именно оно является обязательным условием дальнейшего формирования личности и нормального возрастного развития психики.

    • не уверен в том, что любим и его всегда защитят;
    • получает мало внимания, потому что родители заняты собой и своими отношениями;
    • постоянно находится в тревожном состоянии из-за криков, скандалов и расстройств матери,

    то с большой вероятностью он будет замкнутым, не уверенным в себе и постоянно ищущим поддержки в старшем возрасте

    3-6 лет
    • социальное окружение – кем воспитывается ребенок, ходит ли он в сад или другие учреждения, в которых есть детский коллектив;
    • оценивание ребенка взрослыми;
    • обучение в социальных институтах
    Согласно возрастной психологии, одним из самых важных периодов развития личности является кризис 3 лет, негативизма или сепарации. В это время дети начинают осознавать, что они – отдельные от мамы существа. Они пытаются все делать самостоятельно, протестуют против всего и часто устраивают истерики.

    От того, как будут вести себя люди из ближайшего окружения, будет зависеть формирование черт характера:

    • если капризы и истерики ребенка подавлять, он будет меньше доверять своим родителям и окружающим, его самооценка станет ниже и он будет склонен проявлять агрессию к тем, кто его слабее: младшим детям, животным;
    • если терпеливо переживать вспышки кризиса 3 лет, уверять ребенка, что он любим и мама с папой его понимают и поддерживают, то этот этап быстро и успешно преодолеют все члены семьи, а ребенок будет расти уверенной себе личностью, способной к сопереживанию и поддержке окружающих;
    • если говорить малышу, что “ты мне такой не нужен”, “капризного не люблю” и подобное, то у него сформируется стойкое представление, что он заслуживает любви лишь тогда, когда “хороший”, это чревато синдромом отличника и чрезмерным перфекционизмом.

    С 3 лет, когда ребенок начинает идентифицировать себя как отдельную личность, ему становится необходим социум – общество других детей. Если он этого лишен, то не обучается взаимодействовать с другими людьми: отстаивать свои права, проявлять симпатию, делиться, заводить дружбу. В результате, развивается инфантилизм, неуверенность в себе, трусливость.

    Если ребенок попал в социальную группу, особое внимание следует уделить тому, как с ним общается педагог: негативные высказывания в сторону его особенностей и достижений сказываются на самооценке.

    6-9 лет До 6 лет у детей сохраняются те черты характера, которые поощрялись взрослыми и за которые его высоко оценивали.

    Ребенка в возрасте до 9 лет нельзя критиковать и ругать за то, к чему он прилагал усилия, старался и действовал с добрыми намерениями.

    Наказывать детей можно с того момента, когда они осознают причину наказания, по такой схеме:

    1. 1. Совместно с ним составить правила, обосновать их и удостовериться, что он с ними согласен.
    2. 2. Сказать, что будет, если он их нарушит, его одобрение такой санкции обязательно.
    3. 3. Когда ребенок нарушает правило, напомнить ему о договоре и наказать.

    Если ребенок не понимает, за что его наказывают или ругают, у него формируется злость, агрессия и лживость от страха говорить правду

    9-15 лет
    • самооценка, которая сформировалась ранее;
    • средства массовой информации, интернет;
    • оценки школьников из окружения;
    • оценки посторонних людей;
    • личный пример взрослых, которым доверяет ребенок;
    • книги;
    • культурный и социальный уровень семьи
    Большое значение в формировании характера играет процесс обучения. Когда удается заинтересовать и увлечь его, появляются такие черты характера, как ответственность, усидчивость. Постоянное поощрение его успехов и помощь в преодолении неудач развивают уверенность в себе, желание доводить дело до конца, устойчивость к критике. Переходной возраст психологами трактуется как трудный, потому что это этап перехода личности с детства к взрослой жизни. В это время человека важно поддерживать, понимать и дать ему необходимое внимание. Критиковать нужно конструктивно и аргументированно, но с учетом знаний и опыта подростка. Взрослым необходимо контролировать источники информации, которыми пользуется ребенок от 11 до 15 лет: социальные сети, книги, фильмы и сайты. Но контроль этот нужен не для запретов, а подробного разъяснения всего, что подросток может не понимать или понимать неправильно. Чтобы привить любовь к учебе и трудолюбию, нужно собственным примером показать, почему это важно. Бесполезно требовать от ребенка, чтобы он стал интеллектуалом и интеллигентом, если родители ведут аморальный образ жизни, не читают книг и не развиваются сами
    С 15 лет Кроме всех факторов, влияющих на формирование характера в ранние периоды, добавляются события из жизни и то, как они сказываются на эмоциональной сфере человека После подросткового возраста у человека формируется мировоззрение и основные жизненные ценности. К 20 годам он условно определяется со своей деятельностью. От того, нравится ли она ему, приносит ли радость и удовлетворение, ценится ли она, зависит появление таких черт характера, как:

    • зависть – если он чувствует себя хуже и менее успешнее других, то будет им завидовать;
    • злость – ее провоцирует необходимость делать что-то против собственной воли;
    • целеустремленность – если ему все нравится, то человек будет достигать своих целей, преодолевая многие преграды;
    • пассивность – возникает вследствие рутинной работы и неудачно сложившихся отношений в коллективе.

    Первый опыт отношений тоже отображается на характере – чем успешнее он, тем открытие и дружелюбнее человек. Если он был неудачным, но девушка или парень получили поддержку, то с большой вероятностью эти события пройдут без негативного влияния на личность.

    Сильные эмоциональные потрясения влияют на характер, чаще после них человек становится более замкнутым. Чтобы этого избежать, нужно прилагать незаурядные усилия и, при необходимости, прибегать к помощи специалистов

    Психологи утверждают, что в любом возрасте на формировании характера человека сказываются эмоции, которые он переживает – чем они позитивнее и ярче, тем больше положительных качеств будет иметь человек. Страх, обида, злость, зависть и ненависть способствуют развитию негативных черт: недоброжелательность, сквернословие, агрессивность, вспыльчивость и другие.

    На формирование характера в любой возрастной период влияют:

    • идеология в обществе;
    • условия жизни: материальное положение, социальный статус, спокойная обстановка;
    • образ жизни – люди, злоупотребляющие алкоголем и наркозависимые разрушают психотропными веществами свою нервную систему, что чревато такими чертами, как вспыльчивость, безответственность, склонность к агрессии. Сторонники здорового образа жизни отличаются дисциплинированностью, ответственностью, пунктуальностью.

    Характер – понятие динамическое и поддающееся коррекции, в отличие от темперамента. Взрослый человек способен развивать в себе те или иные качества с помощью:

    • самоанализа и самокритики – искренней оценки себя и своих действий;
    • самодисциплины – когда с помощью правильной мотивации удается заставить себя делать что-то, заставляющее выходить из зоны комфорта для достижения больших целей;
    • самообразования – развития в себе стремления постоянно узнавать что-то новое;
    • общения с разнымилюдьми – оно значительно повышает самооценку и позволяет раскрыть новые качества.

    Черты характера связаны с мышлением и ценностями человека. Чем шире его кругозор и чем больше способностей смотреть на ситуацию под разными углами зрения, тем пластичнее характер.

    Источник:
    http://doctorfeel.net/human-psychology/haracter/formirovanie-haraktera.html

    Формирование характера человека

    В переводе с греческого, слово «характер» означает «печать, чеканка». То есть, конкретное для человека определение его социальных качеств. Отношение к окружающим людям, основанное на психическом стержне личности, проявляется в поведении, особенно в ситуациях, близким к экстремальным.

    В основном формирование характера человека обусловлено генетически, фактор воспитания имеет мощную силу, но она не является решающей. В раннем детстве детей в основном холят, исполняют все их желания, используют систему поощрений и наказаний. Какие-то навыки закрепляются на уровне безусловных рефлексов: что-то делать нельзя, а что-то, наоборот, нужно. Но формирование характера ребенка не ограничивается воспитательным фактором. То, что для одного малыша не значит ровным счетом ничего, для другого – представляет собой трагедию. В отношении к миру важнейшими факторами являются врожденные безусловные рефлексы, так называемые инстинкты:

    • Пищевой;
    • Оборонительный;
    • Ориентировочный;
    • Родительский.

    Степень проявления инстинктивной деятельности человека влияет на формирование характера, причем независимо от темперамента. Добрые люди не всегда толстые, также и худые не обязательно должны страдать язвенной болезнью.

    Насколько выражены инстинкты, настолько и развиты рефлексы безусловные, которые целиком и полностью находятся под контролем коры больших полушарий.

    Факторы формирования характера

    Формирование характера, как это ни странно, начинается во внутриутробном периоде развития и зависит от состояния здоровья матери. На поведении плода сказывается общий гормональный фон будущей мамы. Главные гормональные факторы формирования характера зависят от количества синтезируемого адреналина. Это гормон стресса, выделение которого в кровь, естественно, влияет на развитие ребенка. Ночные смены, занятия спортом, интенсивная физическая нагрузка до периода родов способствуют значительному количеству стрессового гормона. Ребенок рождается не всегда закалённым, но часто уставшим от бурных эмоций задолго до своего рождения.

    Обратная ситуация, когда беременная весь срок вынашивания ребенка находится в полусонном, пассивном состоянии, плод получает гормоны, направленные на переваривание пищи, сон и покой. Разумеется, подобное состояние плода обязательно скажется на формировании характера ребенка.

    В первые месяцы жизни человек подражает своим родственникам. Поступки и формы поведения малыша зависят от психологических реакций родителей, бабушек, дедушек. От двух до десяти лет формирование характера проходит особую, сенситивную (чувственную) стадию. Ребенок воспринимает и перенимает стиль поведения окружающих:

    • Взрослых людей между собой;
    • Взрослых с детьми;
    • Детей между собой.

    В этом возрастном периоде формирование характера человека переживает стадию закладки основных нравственных установок. У малыша появляется чувство критичности к действиям окружающих людей. К двенадцати годам жизни сформировывается основное ядро характера, включающее отношение к истине. Насколько правильно ребенок понимает «правду», настолько «воспитанным» он станет впоследствии.

    Период так называемого «переходного возраста» знаменуется обостренным чувством справедливости, которую дети воспринимают по-разному. Тем не менее, реакции негативизма характерны почти для всех подростков. Проявления их разнятся. В этом возрасте формирование характера практически завершается. Ни образование, ни дальнейшее воспитание, ни смена окружения – практически ничто уже не влияет на развитие качеств характера человека. Ядро личности не претерпевает кардинальных изменений до конца жизни.

    Однако такие факторы формирования характера, как поощрение и наказание (в гораздо меньшей степени), продолжают оказывать корректирующее влияние на поведение человека. Личностные реакции во взрослом периоде жизни зависят от внешнего информационного поля, включающего следующие виды:

    • Мнение людей об индивидууме;
    • Поступки окружающих;
    • Идеология общества;
    • Художественные персонажи: их мысли, суждения, поступки;
    • Кино;
    • Средства массовой информации, включая сеть интернет.

    И у взрослых людей, можно сказать, происходит дальнейшее формирования характера при условии переоценки собственного поведения. Самовоспитание способно смягчить проявления агрессии, пассивности, неприятия мнения окружающих. Тем не менее, в экстремальных жизненных обстоятельствах снова проявляются инстинктивные проявления натуры. Поэтому люди, активно занимающиеся самовоспитанием, как правило, избегают подобных жизненных ситуаций.

    Особенности формирования характера

    Черты характера человека предопределяются его наследственностью. Основной эмоциональный фон психических функций закладывается во внутриутробном периоде развития плода. Ребенок в это время получает точно такую же по составу кровь, которая циркулирует в организме матери. Впоследствии, при грудном вскармливании, малыш получает те же самые гормоны с материнским молоком. В этом периоде жизни особенности формирования характера во многом зависят от эмоционального настроя кормящей женщины.

    Ядром личности человека является его отношение к окружающему миру и внешними проявлениями: поступками, эмоциями, активными или пассивными действиями. Воспитательный фактор играет немаловажную роль в формировании характера, но не является определяющим. Система поощрений и наказаний способствует развитию и закреплению условных рефлексов, которые находятся под контролем коры больших полушарий головного мозга. Чем выше у человека интеллект, тем сильнее срабатывает тормозная система, отменяющая неблаговидные в обществе поступки.

    Тем не менее, не следует забывать, что истинные черты характера видны только в экстремальных ситуациях, когда проявляются врожденные рефлексы.

    Источник:
    http://www.neboleem.net/psihologija-otnoshenij/7833-formirovanie-haraktera.php

    Характер человека – его черты и качества

    В повседневной жизни мы часто упоминаем о характере человека: «легкий», «хороший» или, наоборот, «тяжелый». Что же такое характер и можно ли его изменить, расскажем подробно.

    Что такое характер человека

    В переводе с греческого языка характер переводится как «печать», «чеканка», то есть с одной стороны, это отличительный знак, а с другой – нечто устойчивое и присущее конкретному субъекту или объекту.

    Особенности характера, как черты личности, следующие:

    • его составляющие имеют долгосрочное действие, устойчивость, не подвергаются изменениям быстро и легко;
    • характер имеет прикладное значение, им обуславливаются поступки человека во всех сферах жизнедеятельности.

    Человек может проявлять героизм, трусость, быть тревожным, агрессивным либо мягким, слабовольным. Если подобные проявления встречаются часто и явно выражаются во вне, то о человеке скажут: «У него такой характер».

    Когда добросердечная и мягкая личность в определенных условиях вспылит, проявит агрессию, то характером это окружающие называть не станут, скорее, спишут на конкретные обстоятельства.

    Знание характера личности позволяет прогнозировать его поведение и поступки в различных ситуациях, а также корректировать их при необходимости. Мы всегда заранее знаем к кому можно обратиться за помощью, с кем не страшно вступить в рискованные предприятия: «Он не может сделать по-другому, такой уж характер».

    Черты характера: общие сведения

    Не всякая особенность человека может быть отнесена к его устойчивой постоянной черте характера. Мы уже сказали, что добряк может вспылить, а к примеру, оптимист впасть в тоску. Но первого мы не опишем как агрессора, а второго как нытика.

    В психологии выделяют три ведущие группы черт характера, которые в совокупности его и составляют.

    1 группа черт – отношение к самому себе

    В эту группу входят как положительные, так и отрицательные характеристики, показывающие отношение личности к себе, ее самосознание.

    Черты характера со знаком «плюс» – внутреннее достоинство, честь, гордость, самокритичность, уместная скромность, адекватная самооценка.

    Черты со знаком «минус» – тщеславие, завышенное самомнение и самооценка, гордыня (не путать с гордостью), обидчивость, застенчивость (не путать со скромностью).

    2 группа – отношение к окружающим

    Характеристики, показывающие основу взаимоотношений личности с другими людьми – в семье, в коллективе, в кругу друзей.

    Черты характера со знаком «плюс» – отзывчивость, уважение, коммуникативность, чуткость, готовность прийти на помощь, умение работать в команде, порядочность.

    Черты со знаком «минус» – бездушие, презрение к другим, снобизм, хамство, пренебрежение, замкнутость, черствость, индивидуализм.

    3 группа черт – отношение к деятельности

    В этой группе объединены черты характера, относящиеся к своему делу, профессии, труду в целом.

    Черты характера со знаком «плюс» – трудолюбие, активность, ответственность, креативность, склонность к творчеству, инициативность.

    Черты со знаком «минус» – лень, прокрастинация, безответственное отношение к делу, безынициативность, пассивность.

    На основе выборки указанных характеристик можно составить портрет личности.

    Особенности формирования характера человека

    Долгое время философы полагали, что характер – это врожденная черта человека. То есть, он рождается уже с определенным набором качеств, которые в процессе формирования не изменяются. Сегодня эта точка зрения не поддерживается. Доказано, что характер формируется на протяжении всей жизни и зависит от воспитания, окружения, вхождения в определенную социальную группу, профессиональной деятельности и т.д.

    Впервые мысль о существенном влиянии на характер внешних факторов выразил ученый Д. Локк, который утверждал, что психофизические свойства и воспитание влияют на формирование характера в равной степени.

    Современная наука (последнее столетие) поддерживает эту гипотезу.

    По оценке исследователей, на формирование личности оказывают влияние:

    • трудовое воспитание;
    • личный пример;
    • физическое воспитание;
    • саморазвитие;
    • морально-этическое воспитание;
    • правильное формирование привычек.

    В независимости от возраста процесс формирования характера подвергается воздействию информационного поля, в том числе личностью воспринимаются:

    культурные ценности, идеология, культивируемые в обществе;

    личный пример уважаемых для конкретной личности людей;

    общественное мнение и распространенные в обществе суждения;

    литература, телевидение, кино, театр.

    Зрелый, думающий человек также может заниматься коррекцией своего характера. Таким образом, формирование характера происходит в течение всей жизни.

    Влияние на его изменения оказывают три основные фактора:

    • физиологические (пол, темперамент);
    • социальные (воспитание, культура, семья, школа, коллектив);
    • личностные (саморазвитие, самовоспитание).

    Первым этапом развития характера является раннее младенчество. На этом уровне очень важно дарить ребенку любовь, заботу, давать много внимания, поскольку именно здесь формируется эмоциональная составляющая на всю последующую жизнь.

    Далее развитие личности происходит в младшем дошкольном возрасте. Ребенок изучает и копирует модели поведения взрослых, находящихся рядом. Важно прямое обучение с соответствующим эмоциональным подкреплением (похвала). Именно в этом возрасте формируются такие черты как доброта, отзывчивость, трудолюбие.

    В младшем школьном возрасте главную роль играет оценка поступков и действий малыша взрослыми людьми, прививаются понятия «хорошо» и «плохо». Появляются черты характера, относящиеся к труду: ответственность, пунктуальность.

    У подростков активно идет формирование морально-этических норм и волевой сферы. К концу обучения в школе, характер, как правило, уже сформирован, далее он только корректируется.

    Взаимосвязь между темпераментом и характером

    Характер и темперамент нередко отождествляют, однако это разные понятия.

    В психологии по этому поводу высказывались разные точки зрения:

    • оба понятия тождественны;
    • темперамент – это часть, ядро характера;
    • два понятия является антагонистами;
    • темперамент – это природная основа характера.

    Темперамент более тесно связан со свойствами нервной системы человека и напрямую ими обусловлен. На характер большое влияние оказывает социум и воспитание. Если характер подлежит коррекции, то темперамент – это врожденное свойство, которое остается у личности на всю жизнь.

    Социальная среда, в которой вырос и живет индивид оказывает сильное влияние на характер, темперамент при этом остается неизменным. От характера зависит содержание поступков человека, а от темперамента лишь их манера и стиль.

    Важно: темперамент не может подвергаться оценкам «хороший», «плохой», а вот характер состоит из тех черт, которые могут расцениваться как положительные или отрицательные.

    Тип темперамента и характер связаны и взаимодействуют друг с другом в едином облике человека, образуя неразделимый сплав — характеристику его индивидуальности.

    Какие бывают типы характера

    В психологии существует несколько классификаций типов характера. Одной из самых известных является типология, предложенная американским психоаналитиком Александром Лоуэном.

    Тип характера Его характеристики
    Оральный У человека наблюдается резкая смена настроений, выражена зависимость от окружающих. Инфантильность, склонность к меланхолии и депрессии, боязнь быть отвергнутым, низкая самооценка.
    Мазохистский Личность любить страдать, обладает очень высокой чувствительностью. Присутствует интуиция. В себе не уверены, замкнуты.
    Истерический Высокий уровень амбиций, умение контролировать поведение и действия. Надменность, рациональное мышление. Развитые эмоции при способности их сдерживания.
    Шизоидный Очень низкая самооценка, отсутствие контроля над эмоциями и их неадекватность. Аффективные нарушения.
    Психопатический Желание доминировать, повышенная тревожность. Превалирование вопросов имиджа над внутренним содержанием. Озабоченность контролем над обстоятельствами.
    Нарциссический Уверенность в себе, высокие амбиции. Агрессивность, напористость, высокомерность, упорство.

    Также в психологии индивидов разделяют на интровертов (замкнутые) и экстравертов (общительные).

    Можно выделить еще одну типологию характеров.

    Тип характера Его характеристики
    Гипертимный Человек очень общительный, «разговористый», с выраженной мимикой. Много инициативы и энергии, но легко выходит из себя.
    Дистимный Пессимисты-интроверты. Имеют обостренное чувство справедливости, круг друзей очень ограничен. Тяжело принимают решения, медлительны.
    Возбудимый Властолюбивы, любят конфликтные ситуации. Очень неприятны в общении. В спокойном состоянии внимательны и педантичны, в возбужденном агрессивны и раздражительны.
    Застревающий Человек надменный, обожает поучать других, считает себя умным. Завышенные требования как к себе, так и другим людям
    Тревожный Личность крайне неуверенна в себе, боится споров и конфликтов. Ищет повсеместно поддержку.
    Демонстративный Общительный, приспосабливаемый. Интриган. Могут вызывать раздражение из-за своей самоуверенности. Прирожденный артисты, хвастливы, лицемерны.

    Психологический характер человека

    Характер является одной из составляющих психологического портрета личности. Но его одного недостаточно для того, чтобы составить полноценное мнение о человеке, что необходимо, к примеру, для приема на ответственную работу или осознанного выбора в личной жизни.

    Одновременно нужно определить темперамент человека.

    Всего их четыре:

    • сангвиник. Человек со стабильной нервной системой, достаточно мобилен, уравновешен. Процессы возбуждения и торможения нервной системы быстро появляются и также быстро идут на спад. Оптимистичны, общительны. Из минусов – способны на безответственность и легкомыслие.
    • холерик. Очень подвижная нервная система. Возбуждается быстро, а вот остывает медленно. Крайне неусидчивы, всегда должны чем-то заниматься, энергичны. Минусы – конфликтны, агрессивны, вспыльчивы.
    • флегматик. Нервная система очень стабильна и уравновешена, но не динамична. Не может переключаться с одной темы на другую, не работает на «высоких скоростях». Но результат будет впечатляющим – все продумано до мелочей. Надежны, ответственны. Минусы – неповоротливы, суховаты в общении.
    • меланхолик. Нервная система очень слабая, ранимы, впечатлительны. Мягкие, чувствительные люди. Минусы – низкая работоспособность, мнительность, замкнутость.

    В качестве третьей составляющей в рамках психологического портрета рассматриваются способности личности:

    • общие, сформированные под воздействием интеллекта. Это гибкость ума, трудолюбие, умение адаптироваться.
    • специальные, апеллирующие к определенному направлению: на себя лично, на общение, на выполнение задачи.

    Для составления психологического портрета также принимаются во внимание: интеллектуальность, эмоциональность, чувства, коммуникативные навыки, стрессоустойчивость, самооценка.

    Социальный характер личности

    Понятие социального характера введено в науку Э. Фроммом.

    Психологом разработаны два типа социальных характеров: неплодотворные и плодотворные.

    Неплодотворные

    Вид социального характера Его признаки
    Рецептивный Характеризуется слабоволием, раболепием, низкой активностью, малодушием.
    Эксплуативный Присущи амбициозность, высокий уровень агрессии, эгоцентризм, высокомерие.
    Накопительный Доминирующие признаки: отсутствие творческого начала, язвительность, упорность, собственнический инстинкт, подозрительность,
    Рыночный Характеризуются такими признаками как: отсутствие принципиальности, беспринципность, низкая целеустремленность

    Неплодотворными данные типы названы потому, что они являются «берущими», полагающими, что получить благо можно только из вне.

    Плодотворный тип

    Это некий гуманистический идеал, к которому нужно стремиться. Для него характерны: полагание на свои силы и их использование как для получения благ, так и для отдачи другим людям. Плодотворный социальный характер отдает, а не получает, в его основе лежит любовь, высшей степенью которой является материнская любовь, не знающая эгоизма.

    Скрытая и явная акцентуация характера личности

    Под акцентуацией понимаются доминирующие черты характера личности, то есть одни признаки развиты у нас умеренно, а другие чрезмерно.

    В результате акцентуации (от слова «акцент», т.е. усиление) личность становится дисгармоничной.

    Усиление отдельных черт:

    • обуславливают уязвимость человека, являются его слабым местом, «ахиллесовой пятой»;
    • ограничивает способности человека в тех или иных сферах деятельности.

    Например, личность с акцентуацией слабоволия может быть использована и людьми и совершенно не пригодна для работы на руководящих должностях.

    Акцентуация – это не психологическое или психическое отклонение, а крайний вариант нормы.

    Причин тому несколько:

    • доминирование одной черты формируется только на отдельных этапах развития, с возрастом может минимизироваться;
    • акцентуация проявляется не всегда, а только при определенных обстоятельствах;
    • акцентуация никак не мешает человеку адаптироваться в социуме, за исключением ряда ограничений, о которых мы упомянули выше.

    В зависимости от доминирования одной из черт характера выделяют следующие типажи:

    Тип акцентуации Характеристика
    Демонстративный Желание быть в центре внимания: «на свадьбе женихом, на похоронах покойником». Поведение нарочитое, хвастовство.
    Педантичный Осторожность, боязнь перемен, тщательность, продуманность.
    Возбудимый Очень импульсивное поведение. Живет порывами, инстинктами, влечениями.
    Гипертемический Всегда весел, активен, жаждет жизни. Общителен, оптимистичен, легко преодолевает трудности.
    Застревающий Долго помнит обиды и неприятности, мстителен, мелочен
    Дистимический Пессимист, всегда печален и уныл. Сконцентрирован на темных сторонах жизни.
    Циклотимический Перепады от жажды жизни к пессимизму происходят часто и регулярно.
    Экзальтированный Бурная реакция на любое событие, состояние от восторга до вселенской печали.
    Эмотивный Высокая чувствительность, эмпатия, задушевность, слезливость.
    Тревожный Беспокойство по любому поводу и без повода. Настороженность, робость, неуверенность.

    Акцентуация считается явной в случаях, когда она сопровождает человека большую часть времени, почти всегда.

    Если доминирование какой-либо черты появляется в стрессовых или критических ситуациях, то акцентуация называется скрытой.

    Источник:
    http://psylogik.ru/99-harakter-cheloveka.html

    Как формируется характер?

    Часто, давая личностную характеристику человеку, нам приходится слышать: у него ужасный характер или по характеру он спокойный, или он бесхарактерный. Сразу создаётся определённое впечатление о человеке. Так что же такое характер и какие факторы влияют на его формирование, какое место он занимает в общей структуре личности человека? Является ли он устойчивым или меняется от ситуации к ситуации? Как характер влияет на поведение человека? Начнём разбираться.

    Обратимся к психологическому словарю по редакцией Дубровиной И. В.

    Характер (греч. charakter – черта, особенность) – индивидуальное сочетание свойств личности, которые выражают отношение человека к действительности и проявляются в его поведении и поступках. Бесхарактерность – тоже проявление характера.

    Нужно добавить, что характер – это совокупность устойчивых черт личности. Характер человека проявляется во всём: в отношениях, в деятельности, в общении. Именно характер (нельзя исключать и темперамент) делает поведение человека специфичным, отличающим его от других. Например, одни предпочитают спокойную и последовательную деятельность, другие выбирают сложную, порой связанную с риском и проблемами.

    В общении характер проявляется в способах реагирования на поступки других людей, в манере поведения (вежливой и деликатной или грубой и бесцеремонной). Характер не меняется от ситуации к ситуации, он более устойчив и мало изменяем.Человек, со сложным характером обычно имеет массу проблем, с ним сложно и окружающим. Характер тесно связан с темпераментом, если темперамент неизменен, т.к. он заложен в нас природой, то характер формируется средой и его подкорректировать можно, если этого человек захочет сам.

    Факторы, влияющие на формирование характера

    Все пути ведут в детство. Психологические исследования показывают, что сензитивным периодом для формирования характера является возраст от 2 до 10 лет. В этот период дети активно общаются с окружающими людьми, они открыты для воздействия извне, всё принимают и во всём подражают как родителям, близким, так и своим сверстникам. В это время важно, что вложат своему ребёнку родители в отношении культуры поведения, чему научат и какие условия создадут для подкрепления нужных форм поведения. Поэтому, модель семейного воспитания является неотъемлемым фактором для формирования характера ребёнка.

    Как относятся мать и отец к своим детям, так и дети в будущем будут относиться к своим. Раньше всех в характере малыша закладываются такие черты как отзывчивость, общительность, доброта и эгоистичность, безразличие, чёрствость. Деловые черты характера складываются несколько позже, когда малыш способен выполнять посильный труд: собирать игрушки, помогать маме и т.д. Они ярко проявятся впоследствие в трудовой деятельности (трудолюбие, аккуратность, добросовестность, настойчивость, ответственность или безалаберность и безответственность).

    Если черты характера, заложенные в раннем детстве в семье, подкрепляются затем в школе, в общении с учителями и сверстниками, то они становятся устойчивыми и мало изменяемыми во взрослой жизни. Если же подкрепления не находится, то происходит ломка характера, которая сопровождается как внутренними, так и внешними конфликтами. Например, при попустительском отношении родителей к малышу в детстве, ребёнку сложно будет выполнять требования учителей в школе и подстраиваться под новый режим.

    В подростковом возрасте формируются и закрепляются волевые черты характера, а в ранней юности – нравственные и мировоззренческие. К 16 – 17 годам характер человека можно считать сформированным. Нередко, встречая своих одноклассников через много лет, вы понимаете, что характер их остался неизменным.

    Характер и личность

    В общей структуре личности характер занимает центральное место. Он влияет на познавательные процессы – внимание, восприятие, воображение, память и мышление. Эмоциональная жизнь человека напрямую зависит от его характера. Характер связан с интересами, потребностями человека и активно проявляется в том, что для человека более важно и значимо. Именно в том, как себя ведёт человек в значимых для него жизненных обстоятельствах и стоит судить о его характере.

    Именно характер определяет индивидуальность и своеобразие личности. Необходимо отметить, если черты личности могут формироваться в течение жизни и это зависит от потребностей, склонностей, социальных установок, появлением новых интересов, изменений в мировоззрении, то характер формируется раньше и более устойчив. Черты личности могут развиваться как в положительном, так и в отрицательном направлении (всё зависит от обстоятельств и ситуации) и дойти до крайнего варианта нормы. Это будет являться акцентуацией характера. Я подробно описывала акцентуации характера в предыдущих статьях. Среди нас очень много акцентированных личностей.

    Вывод

    Итак, мы выяснили, что характер является прижизненным образованием и занимает центральное место в структуре личности. Истоки его находятся в детстве, а по сему, ответственность за его формирование и становление лежит на родителях и близких, а впоследствие на воспитателях и учителях (как бы банально это не звучало). Темперамент и окружающая среда так же не остаются в стороне. Нельзя считать, что характер фатально предопределён. Нет, человек сам является конструктором своего характера уже во взрослой жизни. Он способен изменить в себе черты, которые создают ему массу проблем или выработать новые, но при этом нужно очень постараться и подойти осознанно, т.е. заняться самовоспитанием.

    Источник:
    http://sherbakova.com/kak-formiruetsya-harakter/

    Читать еще:  Что такое насморк и почему он возникает?
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector